Что такое гастрофизика? Как связаны звуковые волны и винные ноты? Почему сыр любит хип-хоп и равнодушен к классике? Невероятные факты из мира на стыке музыки и гастрономии.
Аппетитная музыка
Уже доказано — музыка способна лечить организм, снимать стресс и поднимать настроение, поэтому ее влияние на аппетит кажется закономерным.
Ученые из Университета Арканзаса исследовали как звук влияет на способность мозга считывать данные вкусовых рецепторов. Гастрономическому суду подлежали 4 музыкальных жанра: хип-хоп, классика, рок и джаз.
Лидером влияния по данным исследования стал джаз. Эта музыка заставляет есть больше и делает блюда вкуснее. Второе место занял хип-хоп. А вот классика и рок шеф-повару не помощники. Их звучание не стимулирует аппетит.
Что такое гастрофизика?
Большое внимание музыке как медиатору вкусовых ощущений, рождающихся в головном мозге, уделил Чарльз Спенс, автор книги «Гастрофизика». Помимо компании, обстановки и погоды за окном на вкус вашего блюда влияет то, что вы слышите. Фортепиано делает клубнику слаще. Низкие звуки могут заставить еду горчить. Невероятно? Эксперименты Спенса в компании лучших поваров мира и Лондонского симфонического оркестра снижают уровень скепсиса.
На ножах
Приготовление пищи – процесс творческий, особенно, если речь идет о ресторанах высокой кухни, где шеф-повар создает элегантные блюда. Неудивительно, что самые звездные властители кухонь используют музыку в процессе готовки как афродизиак.
Например, Джейми Оливер участвовал в создании сборника Jamie Oliver’s Cookin (Music to Cook By). Издание включает самые вдохновляющие композиции по версии одного из лучших шеф-поваров современности.
Иногда процесс идет наоборот, и кулинария становится частью музыки. Например, композитор Пэр Самуэльсон включает в свои произведения звуки кухни. Виолончель и пассировка лука, барабаны и чистка цуккини – гармония может быть в каждой кулинарной линии.
Истина в вине
Вы слышали, что у воды есть память? Некоторые производители прохладительных и алкогольных напитков уверены, что так же смекалисты вина и некоторые сорта виски.
Органическое происхождение, старинный секретный рецепт и сборщики винограда в неизменно хорошем настроении уже не могут стать хорошим маркетинговым ходом.
А что, если вы покупаете пиво, созревшее под звуки арфы? Виски, «слушавшее» хэви метал? Шампанское, насыщенное романтическими балладами под гитару – легкими, как сам напиток? Звучит гораздо интереснее. Так же подумали участники группы Metallica, чей бренд виски обрабатывается низкочастотным звуком для улучшения вкуса.
Другой любопытный факт – использование названий алкогольных брендов в текстах современных песен. Ученые из Питтсбурга, США провели анализ американского музыкального рынка за 1 год и заявили, что ¼ композиций включает названия популярных алкогольных напитков. Не менее интересно, что часто выбор бренда алкоголя напрямую связан с владельцами звукозаписывающих лейблов. В некоторых случаях, это услуга по дружбе, в других – следствие того, что лейбл принадлежит крупному концерну-алкогиганту. А иногда маркой владеет и сам исполнитель.
Блестящий образец product-placement своего бренда в свою песню принадлежит Beyonce и Jay-Z. В совместном хите Drunk in Love неспроста упоминается Armand de Brignac – марка элитного шампанского. Рэперу принадлежит доля в этом бизнесе.
Среди исполнителей, «вписавших» алкогольные бренды в свои хиты значатся:
Amy Winehouse – You Know I’m No Good (Tanqueray и Stella Artois)
Brainstorm – Maybe (Corona with lime)
Сыр имени P. Diddy
Если вы до сих пор считаете, что самые неординарные исследования проводят британские ученые, то их швейцарские коллеги из Бернского университета дадут фору.
Среди прочих экспериментов на благо науки учеными было решено выявить влияние музыки на вкус сыра в процессе вызревания. Плейлисты различных стилей слушали крепыши «Эмменталь» весом в 10 кг. Фокус-группа дегустаторов из обывателей и профессионалов показала: самый вкусный сыр растет под хип-хоп. Возможно, не каждый исполнитель жанра обладает такой властью, но эффект от группы A Tribe Called Quest подтвержден!
Для всех, кто готовит сыр, вялит мясо, собирает апельсины… Кто встречает гостей в ресторанах, на террасах баров и уютных кафе. Друзья! Надеемся, мы вдохновили вас на создание особенной музыкальной концепции вашего бизнеса, которая повлияет и на клиентов, и на сотрудников, и на величину среднего чека.