Если вы не человек-оркестр, а владелец бизнеса в поисках музыкального оформления, рекомендуем к прочтению. В этом материале делимся советами: как сэкономить время и получить иммунитет на судебные иски к музыке, которая играет в вашем заведении.
Нельзя просто взять и…
Избежать платы за использование музыки в вашем заведении можно в одном случае. Вы сами сочиняете слова и музыку, лично воплощаете творческий замысел и записываете диск «Мои лучшие хиты». Да-да. Даже народная музыка, которая является общественным достоянием, облагается выплатами. Кому? Лицам, которые ее исполнили. Тем самым лицам, чья фонограмма используется в вашем ресторане русской кухни прямо сейчас.
Фоновое звучание интересно многим сегментам бизнеса. Особенно музыкальное оформление востребовано в ритейле, beauty и спортивном сегменте, а также HoReCa. Неважно, владеете ли вы баром или магазином детской одежды. Есть одно простое правило. Любая музыка для озвучивания вашей коммерческой деятельности должна использоваться законно.
Бойся Beyonce
Открывая кафе где-нибудь на Урале сложно предположить, что о наличии в вашем плейлисте композиции Crazy In Love может узнать ее заокеанский правообладатель. Все-таки не на соседней улице живем.
Но для того, чтобы взыскать с вас штраф миссис Jay-Z совершенно необязательно посещать Россию и даже знать о вашем существовании. Ее права, как права других исполнителей защищают международные договоренности и соглашения по авторскому праву.
Например, Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций или Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам.
Кодекс чести: авторское право в РФ
Вопросы об авторском праве в нашей стране регулирует три кодекса РФ: Гражданский, Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный. Содержимое избранных статей вкратце сводится к следующему:
1. Все авторы, исполнители, изготовители фонограмм и другие обладатели авторских и смежных прав могут создавать организации, управляющие их правами на коллективной основе. Заключение договора с такими организациями и выплата через них вознаграждения в пользу авторов – ваш путь к легальной музыке. (ст. 1242 ГК РФ).
В России этими аккредитованными организациями являются Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
2. Нарушение исключительного права на произведение может обернуться штрафом по решению суда на сумму до 5 000 000 рублей. (ст.1301 ГК РФ).
3. Если нанесенный вами ущерб крупный (стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 100 000 р.) или особо крупный ( 1 000 000 р.), то по решению суда вы можете лишиться свободы на срок от 6 мес. до 6 лет с выплатами штрафов. (ст. 146 УК РФ).
РАО и ВОИС
Вознаграждение в пользу правообладателя взыскивают две аккредитованные общественные организации: РАО и ВОИС. Первая специализируется на авторах музыки и слов. Вторая защищает изготовителей и исполнителей фонограмм.
Порядок выявления нарушителей схож во всех регионах страны. Представители организаций под видом клиентов посещают заведение, регистрируют музыкальный контент и после осуществления видео и аудиозаписи обращаются к владельцам бизнеса с просьбой предъявить договор, подтверждающий легальность использования композиций. При отсутствии подтверждающих документов формируется иск и дело уходит в суд. Меры пресечения мы писали главой выше.
Заключение договоров с РАО и ВОИС требует юридической подготовки, большого количества свободного времени и отличного пространственного мышления. Ведь тариф выплат будет зависеть от региона, типа организации, площади, которую занимает ваше заведение, количества столиков или посадочных мест и т.д. Если у вас сеть салонов по всей России, то даже Excel и веры в собственные силы может оказаться недостаточно. Допустив ошибку в расчетах, вы автоматически становитесь нарушителем. Закон суров, но это закон.
Легальная музыка на практике. Что делать?
Есть 2 варианта, которые сводят риск штрафов за нелегальную музыку к нулю:
Отказаться от музыкального оформления
Данный вариант нежелателен, так как звуковой дизайн доказано влияет на покупательную активность клиента, модерируя его поведение. Кроме того, кафе, магазин или бар без музыки теряет 50% атмосферы.
2. Обратиться в компанию, оказывающую аудиомаркетинговые услуги
Специалисты в профильной области смогут взять на себя юридическое сопровождение клиентов, представлять их интересы в суде, взаимодействовать с РАО и ВОИС, составлять и вести документацию, контролировать отчисления. В общем, гарантировать не только качество разработанного плейлиста, но и его легальность. При выборе контрагента следует обратить внимание на его репутацию, наличие договоров с аккредитованными организациями, отзывы.
Например, компания “МузКафе” гордится фактом, что с момента основания в 2005 году никто из клиентов не получил штрафов от РАО и ВОИС.
План Б
Освободиться от выплат вознаграждений в пользу авторов через РАО и ВОИС можно, используя авторскую музыку. Компании, осуществляющие аудиомаркетинговые услуги полного цикла обязательно имеют собственную медиатеку. Преимущество авторской музыки из приватной медиатеки состоит в том, что права на ее использование принадлежат самому агентству. А значит, вам не нужно осуществлять отчисления в пользу третьих лиц через РАО и ВОИС. Кроме того авторская музыка отличается аутентичностью и гарантирует, что эти композиции не окажутся в плейлисте ваших конкурентов. Медиатека компании “МузКафе” одна из самых обширных на российском аудиомаркетинговом рынке. В ней находятся композиции как российских, так и зарубежных авторов.
Подайте заявку на фоновое оформление и решите вопросы с авторским правом быстро и надежно!